О компании ЦеныВопросы и ответыКонтактыOnline тестДля школ

Главная: Кембриджский курс английского языка:

Непрерывное  языковое  образование  (Lifelong Learning): что это и зачем это нужно?

Термин «Lifelong Learning» введен в Европе вместе с проектом Europass, как одно из условий естественного вхождения в языковую среду.

Europass – свод пяти официальных документов, который призван способствовать повышению мобильности среди студентов и работников в странах Евросоюза. Был открыт сайт EUROPASS, представляющий собой виртуальную службу поиска работы и места обучения в европейских странах. Специально для этого ресурса сотрудники Еврокомиссии разработали единый формат документов, которые необходимо заполнить, чтобы попасть в базу данных сайта. Таким образом обеспечивается прозрачность и единообразие в дипломах, сертификатах и аттестатах, а полученные в других странах навыки и квалификация становятся понятной для европейского работодателя.

Самыми важными документами Europass являются подробное резюме (Curriculum Vitae) и «Языковой Паспорт», отражающий степень владения соискателя иностранными языками. В разделы языкового паспорта входят международные сертификаты и дипломы, а также все документы, заполненные по международному образцу, которые могут подтвердить непрерывность языкового образования в течение достаточно долгого периода, необходимого для достижения уровня «независимого пользователя».

Как обеспечить себе непрерывное языковое образование с гарантией результата?

Договоримся сразу, что вы хотите выучить английский, преследуя при этом конкретную цель – овладеть языком на уровне европейских стандартов, а не просто приятно провести время в компании, где иностранный язык – повод собраться.

Поводов бывает много, а языковое образование должно быть:

  • системным, с грамотно поставленными задачами, работающими на обозначенную цель;
  • сбалансированным, как здоровое питание, обеспечивающее всестороннее развитие языковых навыков, а не просто «подтягивание» отдельных аспектов;
  • на каком-то этапе длительным, с минимальными паузами, а лучше- вообще без них, поскольку язык – живой организм, требующий непрерывных тренировок (как игра на музыкальном инструменте!), пока не наступит момент, когда Вы стали «продвинутым
  • пользователем» и знаете, как работать над языком самостоятельно, не допуская отката назад.

К этим требованиям пришли эксперты Совета Европы, разрабатывая универсальную схему уровней владения иностранными языками (CEF) и систему оценки языковых навыков («CAN DO/я умею»). Все, что не подпадает под эти критерии, несет в себе лукавство либо продавцов (иностранный язык на высшем уровне в кратчайшие сроки), либо покупателей (поучу, чего хочу). И то, и другое опасно тем, что дает иллюзию обучения, а все иллюзии, как известно, заканчиваются разочарованием.

Кратчайшие сроки (по методическому определению – интенсив) оправданы только тогда, когда перед вами стоит очень утилитарная задача – например, «освежить» язык перед поездкой или вспомнить лексику перед собеседованием, и только при условии, что вы знаете свой уровень и не ждете, что за месяц он вдруг повысится на порядок. Даже если вы ежедневно по 5 часов в течение месяца будете «чахнуть» над учебником, вам не удастся обмануть впихнуть в себя больше, чем вы можете переварить – это уже физиология. «Клубное обучение» без определенной цели может позволить себе либо очень продвинутый пользователь для поддержания уровня, либо человек, не связывающий владение иностранным языком с какими бы то ни было амбициями в учебе и карьере, и соответственно, не мучимый вопросом «А результат-то где?».

Мы рассматривает систему обучения, которая обеспечивает поэтапное качественное языковое образование в соответствии с европейскими стандартами. Эту систему мы выстроили, обобщив наш 10-летний опыт успешной подготовки к Кембриджским экзаменам по английскому языку, которые приняты во всем мире, как «независимая экзпертиза» - единственное валидное подтверждение уровня владения английским языком.

Кембриджский курс – 2010: непрерывное языковое образование

ЛЦ «Кембридж» предлагает полный курс языковой подготовки на каждом уровне с гарантией соответствия шкале CEF и перспективой выхода на международную сертификацию - сдачи экзаменов Cambridge ESOL как общего, так и специализированного направления.

После прохождения стартового уровня А1, курс подготовки включает в себя 2 этапа:

  • Курс общей подготовки основанный на методике развития четырех основных навыков (чтение, аудирование, устная и письменная речь).
  • Интенсивный разговорный курс, в котором применяется лексический подход к обучению, и который нацелен на обогащение словарного запаса, употребление устойчивых выражений и моделей современного английского языка и развитие «языкового чутья».

Курс общей подготовки

У каждого человека развитие языковых навыков происходит неравномерно. Кто-то быстрее усваивает грамматику, легко запоминает слова и идет впереди всех по использованию языкового материала (быстро делает задания в учебнике), кто-то лучше понимает язык на слух, а для кого-то легче написать две страницы, чем сказать два слова. Общий курс языковой подготовки позволяет выявить «проблемные зоны» каждого студента и поработать над развитием всех языковых навыков и каждого отдельно. Если развивается навык чтения или аудирования, то это, прежде всего, быстрое и точное понимание содержания, смысла, точки зрения и техники поиска информации. При развитии навыка письменной речи происходит освоение различных стилей, применяемых в повседневном и профессиональном общении. Навык устной речи включает в себя все возсожные виды устной коммуникации, от простого обмена информацией до техник ведения переговоров и дискуссий. Одновременно с развитием навыков студентам дается необходимая на каждом уровне грамматическая и лексическая база, и вырабатываются «индивидуальные стратегии» - умения грамотно пользоваться своими языковыми возможностями, а это уже путь к так называемому «уровню независимого пользователя».

Интенсивный разговорный курс

Как ни крути, самой проблемной частью в обучении АЯ в наших географических условиях остается устная речь. Даже если устная речь развита неплохо, выдает «ненатуральность» языка, его искусственность, ведь не вращаясь постоянно в языковой среде, невозможно усвоить современные разговорные структуры, идиомы и клише. Без дополнительных ресурсов здесь не обойтись. Интенсивный разговорный курс, который проходят наши студенты сразу после курса общей подготовки, дает возможность окунуться в современный английский образованных людей, не отвлекаясь на «лишнее», в данном случае – на пройденное и усвоенное в ходе общего курса. Грамматика подается, а следовательно, закрепляется через ее функциональное употребление в устной речи. Это раскрепощает речь, наполняет ее современной разговорной лексикой, придает ей натуральности и живости, что особенно ценится при сдаче Кембриджских экзаменов.

Почему при развитии интегрированных навыков происходит отставание Speaking (устной речи)? Если, к примеру, для достижения уровня «Независимого пользователя» - В2 (Independent User) человеку необходима подготовка в 600 академических часов, то как минимум 200 из них предполагают регулярные самостоятельные занятия языком, т.е чтение художественной литературы, публицистики, просмотр видеофильмов, переписка и выполнение домашних заданий. Во всех этих аспектах Speaking либо присутствует в незначительной мере (самотренировка – инструмент суперответственных студентов!), либо отсутствует вообще, что более вероятно, с учетом нашей повседневной занятости. Остаются занятия в группе с преподавателем 2 раза в неделю по 3 академических часа - но, как ни фокусируй урок на устной речи в виде бесед, дискуссий и дебатов, удельный вес Students’ Talking Time (реального времени речи студентов) на занятии должен быть пропорционален работе над другими аспектами, поскольку задача –развить интегрированные, т.е взаимосвязанные навыки.

С учетом самостоятельной работы над языком при хорошей мотивации получается такая картина:

Еще раз констатируем печальный факт, что при отсутствии постоянной языковой среды невозможно в полной мере развить грамотную и беглую речь. Поэтому после хорошей базовой подготовки по развитию всех навыков просто необходимо подойти к освоению языка с точки зрения его устного употребления, когда все на занятиях подчинено одной цели – дополнить, пересмотреть и употребить имеющиеся знания в устной речи.
Интенсивный разговорный курс

Устная речь подразделяется на Spoken Interaction (речевое взаимодействие, или диалог) и Spoken Production (речевой продукт, или монолог). Если речевое взаимодействие происходит порой достаточно легко, т.к. людям вообще свойственно понимать друг друга иногда даже без слов, интуитивно, то монологическая речь у нас чаще встречается либо в виде заученного топика – «речь зомби», либо в виде попыток перенести русские структуры в псевдо-английскую речь методом «калькирования», и тогда свою речь понимает только сам говорящий. Вы помните, когда в последний раз вы пробовали рассказать историю, анекдот или просто порассуждать о фильме, книге? Мало того, что есть разница в т.н. «функциональном языке» (как выразить мнение, как его аргументировать, как оспорить), так еще есть и эмоционально окрашенный язык, свойственный нам всем в устной речи и содержащийся в идиомах, клише и устойчивых выражениях – а его надо учить! Учить быстро, без долгих перерывов (быстро забывается без закрепления), не отвлекаясь на восполнение пробелов, например, в грамматике. Наибольший эффект от интенсивного курса разговорного языка наблюдается у тех студентов, которые уже прошли курс общей подготовки, и уже находятся «в теме» - чувствуют свой уровень и на этом уровне легко используют весь языковой материал. Преподаватель, моделируя структуры разговорного языка, не отвлекается на грамматические и лексические объяснения - он тренирует их употребление, все вместе работают над сочетаемостью слов (а в английском это едва ли не самое важное!), ищут эквиваленты в родном языке, в ситуативном использовании языковых реалий. В результате два главных аспекта Speaking -беглость и грамотность – развиваются естественным путем, не соревнуясь с другими навыками в экзаменационном формате, а дополняя и развивая их.

Это требует больше времени – но ведь время, которое мы тратим на свое образование, зависит от того, насколько велико наше желание достичь желаемого эффекта. А иначе можно просто «проходить» уровень за уровнем, меняя учебники и испытывая привычное разочарование от того, что «вот уровень прошел, а воз и ныне там, и в конце концов, живут же люди без иностранных языков?» - такой вот бесславный конец благородным начинаниям. Обидно? Тогда давайте не лениться и не жалеть времени и сил на изучение языка. Чем интенсивнее вы учитесь первые два - три года, тем ближе тот момент, когда уже не вы работаете на язык, а язык работает на вас, открывая перед вами иные культуры и иные возможности – зайдите на Europass и убедитесь сами.



Смотрите также