О компании ЦеныВопросы и ответыКонтактыOnline тестДля школ

Главная: Пресса о нас:

«Дорогу осилит идущий». Интервью. Журнал The Chief, Новосибирск

«Деятельность руководителя в сфере образования предполагает сочетание многих качеств и опыта: и преподавателя, и руководителя, и общественного активного человека» - согласна с The Chief директор лингвистического центра «Кембридж» Марина Береза.

В чем для Вас заключается притягатель ность и значимость Вашей работы? что Вами движет и в жизни, и в профессии?

Я работаю в образовании, а эта сфера не развивается без общественной активности. Если ставить перед собой образовательную задачу, то нужно уметь донести до людей информацию о целесообразности, о перспективах, о новых тенденциях. найти аргументы и использовать для этого все возможные информационные каналы.

А опыт преподавательской работы дает возможность не оторваться от реальности, поскольку преподавая, непосредственно взаимодействуешь с людьми, для которых работаешь, и получаешь сведения из первых уст. Так складывается система – если что-то из нее убрать, она начнет давать сбой.

Как бы Вы сформулироВали свое жизненное кредо?

Не задумывалась об этом. Мне нравится поговорка «дорогу осилит идущий» — хоть и не оригинально, но точно.

Как Вы справляетесь с трудностями?

Создаю себе новые, чтобы старые решить побыстрее.

Как бы Вы охарактеризовали свой стиль руководства?

Демократичный. Я не командир, я формальный лидер – иду в определенном направлении и предлагаю идти за мной. Судя по тому, что коллектив школы стабилен на протяжении многих лет, большинство направлений выбираются правильно.

Руководители и преподаватели часто испытывают состояние стресса из-за необходимости казаться идеальными.
Насколько для вас это важно?

Идеалы у всех разные. Допустим, в группе Шесть студентов – как можно сформировать идеальный образ преподавателя для всех сразу?
Или идеал руководителя для всех сотрудников?
Я даже не пытаюсь этого сделать, и стрессов по этому поводу у меня нет. Я склонна в этом смысле оперировать словом «продуктивность» — если школа работает и развивается, если студенты получают то, зачем они пришли — это продуктивная работа. Для меня это важно. И еще для меня важно, чтобы в работе присутствовал искренний интерес и профессиональное любопытство. Тогда ни стресс, ни усталость не будут перебивать продуктивность работы.

У вас очень уютная обстановка в вашем центре. Насколько комфортно и уютно себя чувствуют здесь ваши студенты?
В чем ваша уникальность? Эффектив ность ваших методик, программ?

Надеюсь, достаточно комфортно для того, чтобы учить язык, не отвлекаясь.

Что касается уникальности… Знаете, слово это оскомину набило в последнее время. Давайте поговорим об отличительных чертах. Мы были первой языковой школой в Новосибирске, которая взяла за основу обучения четко сформулированный европейский стандарт под названием CEFR (общеевропейская шкала уровней владения иностранными языками). И сразу все встало на свои места. Европейским языкам надо обучать по европейским стандартам, это ведь естественно? Китайскому — по китайским, русскому — по российским и так далее. Первыми в регионе в 2002 г. Кембриджский экзамен сдали наши студенты – для этого мы снимали Газель, ехали в Томск, эту дорогу и я, и мои студенты помним до сих пор, она связана с ощущением чего-то неизведанного, риска, в общем. Потом мы в школе разработали Кембриджский Курс, на который нанизываем свои программы общего и профессионального английского. Стандарт хранит нас от разнопляса и кустарщины, и наши студенты это чувствуют, т.к. на каждом этапе обучения они четко знают, что должны знать и уметь, и как это проверяется.
Когда в 2008 г. мы стали авторизованным экзаменационным центром Cambridge ESOL, нам не пришлось перестраивать свою учебную работу, все сошлось до мелочей, как пазл. Просто появилась возможность облегчить организацию экзаменов для студентов и новые перспективы профессионального развития.
А методика – это грамотное использование языкового материала, личного опыта и профессиональных компетенций в конкретной ситуации.
Чем большими подходами владеешь, чем выше профессиональная эрудиция, тем эффективнее работает методика.

Руководитель должен нести окружающим людям свои ценности… Какие личные ценности важны для вас во взаимоотношениях с людьми, в отношении к жизни?

Порядочность, последовательность и способность вести диалог.

Есть вещи, которые нравятся вам больше всего, котоРые вы делаете с большим удо вольствием?

Вручаю Кембриджские сертификаты. Ведь это — признание заслуг людей, вложивших в языковое образование немало сил и средств.

От чего вы не смогли бы отказаться?

От профессиональных принципов.

Культура какой страны, менталитет вам ближе всего?

Наверное, европейский, в силу профессиональной деятельности. Я — за прагматичный подход к образованию. Если вкладывать деньги в языковое образование, то всегда нужно определять для себя цель и выбирать независимую конечную оценку полученных знаний, чтобы потом иметь возможность выбора и определенные преимущества.

Правила игры в бизнесе довольно жесткие, есть законы рынка. Как Вы пОнимаете конкуренцию в своем сегменте? На каких основаниях вы строите свое дело, взаимоотноше ния с коллегами в своем профессиональном сообществе?

Конкуренция в образовании должна основываться на качестве обучения и его перспективности. Спектр деловых отношений с коллегами – от нормальных до прекрасных. Места под солнцем хватит всем. А если в здоровую конкуренцию включить элементы партнерства, то будет еще теплее.
Мы сотрудничаем с другими экзаменационными центрами в регионе и Новосибирске, встречаемся на семинарах, организуем совместные семинары, предлагаем свои услуги по повышению квалификации преподавателей, поскольку имеем очень сильный академический отдел. Здесь мне кажется уместным один принцип – не забывать о том, что любая языковая школа должна работать на повышение уровня языкового образования в городе.

Лучший отдых для вас?

Любой, кроме экстрима. Адреналина мне вполне достаточно.

Нужно ли быть семи пядей во лбу, чтобы хорошо владеть иностранными языками?

Хорошо, конечно, быть семи пядей во лбу, но для овладения иностранным языком совсем не обязательно.
Система, система и еще раз система – вот в Евросоюзе, например, сейчас действует подход под названием «непрерывное образование».
Бессмысленно совершать рывок в сторону изучения «английского наизусть за две недели по уникальной методике», чудес не бывает.
Настройтесь на планомерную интересную деятельность, и все получится. Научитесь и говорить, и писать, и легко понимать язык. Еще и здоровье укрепите – давно доказано, что при помощи изучения иностранного языка можно сохранить интеллект на долгие годы.

Ваша работа всегда была связана с образованием?

Нет, только последние 14 лет. Но мой предыдущий опыт работы очень мне помогает. Например, длительная переводческая деятельность в авиаперевозках и IT компании, в совместных предприятиях 90-х годов дает мне возможность учитывать все известные мне особенности работы компаний при разработке концепций корпоративного обучения. Так что все, что было накоплено из профессионального опыта, не связанного непосредственно с образованием, я применяю сейчас.

Изменился ли подход компаний к корпоративному обучению с наступлением кризиса?

Корпоративное обучение по-прежнему, а сейчас даже более явно, свидетельствует о хорошей общей культуре организации. Безусловно, кризис внес свои коррективы, особенно это чувствовалось в 2008–2009 гг., но в последнее время в корпоративном секторе снова чувствуется оживление. Необходимость учить язык осталась неоспоримой, но вот подходы руководителей к организации обучения сотрудников изменились.

Из нашего опыта могу привести два примера: в первом случае компания предложила сотрудникам в этом году самим оплачивать свое обучение, но компания, со своей стороны, предоставила им возможность заниматься в рабочее время – утром и днем. Так руководство компаний «убило двух зайцев»: сэкономило средства, при этом не отказываясь от необходимых программ обучения, и сохранило мотивацию сотрудников.

Во втором случае компания отказалась от услуг экономкласса в пользу гарантированного качества обучения, и такое решение было принято головным офисом в Питере – значит, тенденция не местного характера, а, скорее, повсеместная.

Сейчас компания предпочитает платить больше, но иметь гарантии качества. Гарантиями в нашем случае служат три фактора: наличие лицензии, сертификат авторизованного экзаменационного центра Кембриджского университета и членство в ассоциации языковых школ России и СНГ. Такие факторы могут свидетельствовать о том, как много образовательное учреждение вкладывает в свое профессиональное развитие и насколько серьезен мониторинг качества предоставляемых услуг.

Какие новые идеи, проекты ждут своего воплощения?

На днях мы получаем лицензию на дистанционные обучение – теперь можно будет пройти курс подготовки к Кембриджским экзаменам онлайн.
Это актуально как для жителей Новосибирска, которым плотный рабочий график не позволяет посещать занятия в школе, так и для жителей региона, которые хотят учиться у нас.
Мы намерены и дальше развивать это направление по заявкам от компаний, тем более, что таковые уже есть.

И, конечно же, будем дальше развивать направление стажировок в иностранных компаниях для специалистов, прошедших у нас курсы профессионального английского. В феврале этого года мы открыли отдел обучения за рубежом и нам есть, над чем работать.