О компании ЦеныВопросы и ответыКонтактыOnline тестДля школ

Главная: Вопросы языкового образования:

Что выбрать — групповые или индивидуальные занятия?

Береза Марина Юрьевна ,
академический директор Лингвистического центра Кембридж

В обучении иностранному языку существуют два понятия: точечное и комплексное обучение.

Точечное обучение предполагает достижение определенных целей в достаточно сжатый период времени: необходимость пройти собеседование в посольстве или при приеме на работу, провести переговоры на английском языке, скажем, при закупке определенных товаров или установке нового оборудования. Такая узкая цель лучше достигается на занятиях в мини-группе или индивидуально, поскольку время ограничено, а лексика и языковая логика узкоспециальная.

Комплексное обучение предполагает общее языковое развитие: в целом хотелось бы расширить словарный запас не только в этой сфере, но и после переговоров за чашкой чая обсудить погоду в Сибири или еще где-то. Нужно улучшить темп речи, освоить разговорные клише и более сложный функциональный язык, в общем, повысить общую грамотность, чтобы чувствовать себя свободнее в общении. Эта цель требует более разнообразных форм обучения, основанных на определенных методических приемах — парной и групповой работе, дискуссиях и дебатах и пр. В групповом обучении упор делается на развитие интегрированных навыков — устная и письменная речь, чтение и восприятие речи на слух, что обеспечивает всестороннее языковое развитие, ведь все эти навыки одинаково необходимы для того, чтобы чувствовать себя свободно в рабочей и неофициальной обстановке.

Попытаемся разграничить индивидуальное и групповое обучение и обозначить все плюсы и минусы, чтобы облегчить выбор режима занятий:

Групповое обучение

  • Строгий график — поскольку вы идете в одном учебном потоке с другими студентами, вам придется держать общий темп обучения, а также сравнивать свои достижения с достижениями других членов группы. Практика показывает, что «элемент соревнования» способствует лучшему усвоению материала и усиливает мотивацию.
  • Полезно, изучая новый материал, сразу применять полученные знания в реальной жизненной или смоделированной ситуации (приемы pair & group work, round table discussions, debates and peer-to-peer communication).
  • Групповое обучение позволяет организовать многомерную коммуникацию и переходы с позиции «ученика» в позицию «учитель», когда Вы замечаете и корректируете ошибки других, а ваши ошибки также исправляются Вашими партнерами (прием peer teaching включает т.н. «языковой монитор», отвечающий за чистоту речи).
  • Интегрированные навыки (speaking, listening, reading, writing) развиваются параллельно при регулярной смене деятельности в языковой среде, где есть возможность учиться на чужих ошибках и добиваться коллективного прогресса, при котором индивидуальный прогресс более ощутим.
  • И, наконец, нельзя сбрасывать со счетов «энергию группы» — Вы учитесь в компании людей с различным языковым опытом и различными взглядами на жизнь. Вам предоставляется возможность обсуждать разные (иногда полярные) точки зрения на вопросы и проблемы, с которыми Вы можете столкнуться в естественной языковой среде, и тогда Вы окажетесь более подготовлены психологически и, соответственно, с точки зрения имеющегося у Вас в активе функционального языкового материала. Ведь язык, прежде всего, средство общения, а навык общения развивается коллективно.

Индивидуальное обучение

  • Свободный (плавающий) график — Вы можете корректировать режим занятий. Это удобно для очень занятых людей, но Вы должны быть очень дисциплинированным человеком, чтобы не топтаться на месте, давая себе поблажки. Как следствие нерегулярных занятий и отсутствия возможности сравнения, Ваш прогресс будет минимальным.
  • Насыщенный урок и постоянная коммуникация с преподавателем требует большой концентрации внимания. При индивидуальных занятиях нет того разнообразия форм работы, какое присуще групповому обучению. Если Ваша мотивация велика, и Вы способны воспринимать интенсивную подачу материала и тренировку один-на-один, Вы можете рассчитывать на хороший прогресс. Если Ваше внимание рассеяно после трудового дня, большое количество материала уйдет в песок. Результат может не быть адекватен затраченному времени.
  • Преимуществом индивидуальных занятий можно считать возможность проявлять инициативу и корректировать подачу материала преподавателем — если Вы точно знаете, что Вам нужно (см «точечное обучение»). Если Ваши цели расплывчаты, и, по сути, Вам нужно комплексное обучение, индивидуальные занятия — не Ваш вариант.
  • Иногда индивидуальные занятия могут быть рекомендованы в случае психологических особенностей студента: боязнь общения, страх перед ошибками или непониманием. В таком случае занятия будут нацелены на преодоление психологического барьера, и в случае успеха, студент направляется в группу для комплексного обучения. Таким образом, решаются одновременно две коммуникативные задачи — налаживание полноценного общения в общечеловеческом смысле и общения на иностранном языке.
  • И последнее — научиться общаться в одиночку невозможно. Помните о том, что без помощи преподавателя Вы можете оказаться немым и беспомощным даже после серии индивидуальных занятий общей направленности, если Ваши навыки не будут оттренированы в языковой среде.


Смотрите также